Ключ к хотя бы частичному пониманию происходящего лежит в разграничении двух типов разговора: разговора-общения и разговора-сообщения, в различении тех характерных способов, к которым прибегают женщины, чтобы создать обстановку согласия, и при помощи которых мужчины пытаются одержать верх в своем вечном состязании. В результате этого, хотя и мужчины и женщины обвиняют противоположный пол в привычке перебивать собеседника, они на самом деле жалуются по поводу совершенно разных типов поведения.
Я неоднократно слышала мужчин, что женщины имеют привычку вмешиваться в их рассказ со словами поддержки и согласия, а также пытаются предугадать, как именно собирается рассказчик закончить свою мысль или предложение. Если же женщина, выражая согласие с мужчиной, акцентирует при этом совсем не ту мысль, которая кажется самой существенной ему, то мужчина воспринимает это как посягательство на свое право рассказать собственную историю. Такое вмешательство он интерпретирует как попытку завладеть разговором.
Например, один человек рассказывал о том, как однажды ему пришлось работать кассиром на общественных началах на благотворительной ярмарке. В конце дня в кассе обнаружилась недостача, которую ему пришлось восполнить из собственного кармана. Слушавшая его женщина постоянно вмешивалась в его рассказ, комментируя и выражая сочувствие, развивая мысль о том, что с ним обошлись несправедливо, поскольку он выполнял работу кассира бесплатно. Мужчина же начал рассказывать эту историю вовсе не для того, чтобы подчеркнуть несправедливость случившегося, поэтому у него осталось ощущение, что его перебивали и его словами «манипулировали». С его точки зрения имел место избыток разговора-общения. Здесь я снова хочу вернуться к своему отцу и объяснить, почему он так любил рассказывать анекдот о человеке, который вообще не разговаривал со своей женой, объясняя это тем, что не хочет ее перебивать.
Мой отец убежден, что собеседники должны говорить по очереди в результате всякий раз ему стоит большого труда получить слово в разговоре, где участвует его семья: моя мать, сестры и я, поскольку мы постоянно перебиваем друг друга и не оставляем пауз между своими высказываниями. Кроме того он считает, что если уж он начал говорить то имеет право продолжать до тех пор, пока не выразит свои мысли полностью. Нам же кажется, что в неофициальной обстановке дружеской или семейной беседы не грех и вмешиваться, если тебе вдруг покажется, что ты уже понял, к чему клонят твои собеседники, ведь, если окажется, что ты не прав, тебя всегда можно поправить, зато если окажется, что ты прав, они оценят такое проявление близости и взаимопонимания, при котором тебя понимают с полуслова.
Позиция моего отца в этом вопросе прояснилась несколько лет назад, когда он рассказывал что-то, и в его рассказ в очередной раз вмешалась моя мать. Он тоскливо вздохнул и сказал: «У тебя явное преимущество, дорогая. Если я хочу что-нибудь сказать, мне приходится ждать, пока все не замолчат. Ты же можешь говорить все, что угодно и когда тебе только вздумается» При этом моя мать совершенно не понимала, почему отцу нужны какие-то особые привилегии и почему он не может вмешаться в беседу, как это делают в моей семье все остальные. Я же вспоминаю, как будучи подростком и слушая своего отца, юриста по профессии, который что-то мне растолковывал, я все время ощущала, что нахожусь в зале суда при его заключительной речи в адрес присяжных заседателей.
Таким образом, и у мужской и у женской части моей семьи время от времени возникает ощущение, что в разговоре их подавляют. У отца, потому что его перебивают и не оставляют пауз, необходимых ему, чтобы вступить в разговор, у нас — оттого, что он запрещает себя перебивать и избегает вмешиваться в беседу, как это делаем мы. Женщины в семье ценят такое вмешательство, видя в нем стремление поддержать разговор-общение, а мужчина в семье, напротив, ценит именно невмешательство в разговор-сообщение.
Но откуда же у женщин возникает ощущение, что мужчины их перебивают? Точно так же, как моя мать, сестры и я сами рассчитываем, что отец включится в разговор, время от времени делая короткие комментарии, как поступаем все мы, так и мужчины, для которых разговор есть своего рода состязание, где каждый должен бороться за право взять слово, рассчитывают, что и женщины примутся отстаивать свое право слова наравне с ними. Но женщины чаще всего не склонны поступать таким образом, поскольку они не рассматривают беседу как состязание и поскольку не имеют навыка отстаивать свое право быть услышанными. Скорее наоборот, по наблюдениям Элизабет Эриз, более активные участницы дискуссионных групп, как правило, пытаются «разговорить» менее активных.
Вот и пришла жара, но человек так устроен, что когда жарко хочется холода и наоборот. Смотрите красивые осень картинки и вспомните о прохладном времени года. Вся красота осени на bigoutlook.ru.
- Как развить в себе талант фотографа
- ЭПАТАЖ, ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
- СИЛА ЦВЕТА И ЦВЕТОВ
- Так кто же кого перебивает в разговоре?
- ЧТО ТУТ СМЕШНОГО?
- ТРИ СЕКРЕТА ПРАВИЛЬНОГО ШОПИНГА