Открыть меню

ИДЕАЛЫ КРАСОТЫ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

В середине XIV века в дивном городе Флоренции возник небольшой кружок философов, ученых, художников, назвавших себяьгуманистами. Содержание своих занятий они определили так:
«Познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека…» В результате этих studiorum humanitatis был выработан идеал наступающей эпохи — Ренессанса, действительно очень способствовавшего украшению человека.
Ренессанс ответил средневековью: коль скоро homo sapiens есть венец творения, то разрывать его надвое, лишь душе позволяя воспарять, но презирая «мерзкую плоть», — это значит оскорблять Господа, создавшего нас по образу Своему и подобию. Однако ж гуманисты не только «реабилитировали» тело, которое снова получило право гордиться своей красотой и не смущаться наготой — если не в жизни, так хотя бы в живописи. Важнее то, что эпоха наметила поразительную по высоте цель: сделать человеческое существо воистину богоподобным. А первой ступенью к ней должен был стать homo universalis — человекуниверсальный, который постоянно воспитывает, культивирует в себе лучшие людские свойства и умения. Ему во всем свойственны достоинство, благородство, изящество и просвещенность, он равно хорош на спортивном турнире и на философском диспуте, преуспел и в поэзии, и в музицировании, и в танцах. И свой внешний облик он тоже стремится облагородить — чтобы совершенство лица и тела соответствовало совершенству души. Естественно: ведь образцом для подражания Ренессанс избрал античность. Но эпоха была в высшей степени творческой, а потому не столько подражала, сколько преображала. Идеалы Эллады — гармония, симметрия, умеренность — обрели в ее интерпретации совсем иные формы и смыслы. В первую очередь это связано с формульной идеей Возрождения: весь мир — театр. Сегодня мы склонны понимать ее достаточно пошло: все на свете притворяются. Гуманисты считали совсем иначе: именно на сцене жизнь достигает должной степени красоты и выразительности, когда каждое слово есть высокая поэзия, а каждый жест продуман, уверенно-изящен и торжественно-весом. И человек, если он хочет быть воистину достойным «звания человека», обязан в любой момент вести себя так, словно за ним пристально наблюдают глаза бесчисленных зрителей: современников, потомков и, конечно, того главного зрителя, который всегда видит все, — Господа Бога… Отсюда проистекает противоречивое на сегодняшний взгляд требование: сочетать естественную простоту, очарование которой Ренессансу открыта Эллада, с торжественной, величавой важностью. Но гуманисты не находили тут противоречия: они считали, что величавость, равно как и величие, суть естественное проявление человеческой природы, когда она приведена в соответствие с Божественным замыслом. А правила красоты, которые со всей отчетливостью продиктовала эпоха, переводили величие на чисто внешний, зримый уровень — величины. И мужчинам, и женщинам подобало быть высокими, что называется, видными; и те, и другие должны были иметь широкие плечи (в противовес узкоплечему средневековью) и статную, гордо выпрямленную фигуру. Ценились также звонкие краски, свидетельствующие о здоровье: красные губы, белые зубы, насыщенного цвета волосы (желательно золотые) и яркие глаза. Красочность, впрочем, могла быть искусственной: где театр, там и грим. И тут возникало уже очевидное противоречие: многочисленные руководства по гримировке (макияжу, как сказали бы мы сегодня) предлагали краситься столь густо и резко, что о естественности говорить уже не приходилось. «Бог вам дал одно лицо, а вы себе делаете другое», — справедливо заметил по этому поводу принц Дании Гамлет. А вершиной ненатуральности стал чрезвычайно большой лоб; волосы над ним выбривали, на 3-4 сантиметра поднимая естественную границу. Однако ж эта выразительная деталь, оспаривая один из принципов эпохи, подчеркивала зато другой: ее преклонение перед человеческим разумом — ведь высокое чело всегда считалось признаком высокого интеллекта… Приметою разума — точнее, разумного устройства — почиталась также симметрия; а соответственно, средневековые изгибы и развлекалочки в виде разноцветных рукавов были решительно отгружены на свалку истории. Асимметричные украшения в архитектуре отправились вослед; постройки Ренессанса неизменно членятся по оси. И как обычно, ритмический строй зданий совпал с ритмикой линий, выстраиваемой костюмом: по словам знаменитого немецкого искусствоведа Г.Вёлффлина, архитектурное пространство «эпоха создает точно так же, как создается стилизация тела и движений, и создает таким, какой она хотела бы быть сама и в чем видит истинную цену и значение…» Ренессансный храм уравновешен и строен; его нижняя часть достаточно весома, но не тяжела, а верхняя —колоннады, купола — значительно менее объемна, однако не облегчена. Так же выглядит и женское платье, потребовавшее — какими причудливыми путями движется искусство кроя — чтобы портные наконец отрезали юбку от лифа, пустили по талии пышные сборки и сконструировали в результате тот самый силуэт, который .еще и сейчас воспринимается как образ и обликженственности. Мужскому костюму повезло меньше: короткие отрезные жакеты с теми же сборками на талии и обтягивающие трико за границу эпохи не перешагнули. Остался только длинный и широкий плащ, который носили художники, ученые, поэты — и это не случайно. Ведь именно Ренессанс — особенно в Италии — восславил человека-творца, стараниями коего мир становится краше; именно Ренессанс приравнял ум и талант к «благородной» крови. «Божественного» Рафаэля заманивали в мужья чуть не все патри -цианские семьи Рима, а он предпочитал свою прекрасную Булочницу — Форнарину, послужившую, как говорят, моделью для Сикстинской Мадонны; но суть, конечно, не в ней. Суть в том, что в эстетике, как и в мировоззрении вообще, на первый план вышла личность, уважаемая как раз за достоинства и особенности. И если прежде общий облик значил больше, чем различия, то отныне идеальная красота не только стремится к единой форме и норме, но — может быть, превыше всего — гордится «лица необщим выраженьем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правообладателям

© 2020 Блог стилиста · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено